Место в диптихе - наше все или Не так сели

2019-10-11 21:32:27
Объяснение Пловдивского митрополита Николая об отказе участвовать в приеме делегации Русской православной церкви

Его Святейшеству Неофиту, Патриарху Болгарскому и Митрополиту Софийскому- Председателю св. Синода БПЦ-БП Высокопреосвященным Митрополитам – Членам Святейшего Синода Болгарской Православной Церкви – Болгарская Патриархия Освященному клиру и православным христианам Богоспасаемой Пловдивской епархии

Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства,
Вы знаете, что 2 октября сего года мы получили сообщение, что по благословению Его Святейшества Патриарха Неофита мы приглашены явиться в Синодальную палату в Софию 9 октября для встречи с делегацией Русской православной церкви – Московского патриархата, возглавляемой Его Высокопреосвященством Волоколамским митрополитом Иларионом, которая прибыла в Болгарию для участия в конференции в г. Велико Тырново. Еще тогда я испытал известное смущение, поскольку необычно, чтобы гостей из братских поместных православных церквей, которые часто приезжают и посещают наши епархии, встречал Священный Синод в полном составе, если только этого не предполагают чрезвычайно важные обстоятельства. Я не слыхал, чтобы кто-то из нас, посещая епархию своего собрата-митрополита в другой стране, в то же время был принят Священным Синодом соответствующей поместной православной церкви в полном составе во главе с Патриархом! Если что-то такое случается, это не просто проявление уважения к гостям, а особый знак, который принимающая церковь выказывает не только отправившей их церкви, но и всему остальному православному миру. Именно такое понимание церковного протокола подвигло меня уведомить Его Святейшество Патриарха Неофита о том, что я воздержусь от участия в этой встрече. Я понимаю, что тем временем встреча в Священном Синоде была отменена, а делегация была принята в другом формате. И скажу – слава Богу! – поскольку иначе мы бы не смогли никого убедить в том, что БПЦ не попала в зависимость или не подвержена влиянию.

Прошу понять меня правильно: в этом случае речь вовсе не идет о неуважении к Его Высокопреосвященству Волоколамскому митрополиту Илариону и сопровождающим его клирикам Русской православной церкви. С митрополитом Иларионом каждый из нас встречался неоднократно, и я полагаю, что он не имеет причин сомневаться в наших братских чувствах лично к нему. Известны и наши чувства к Его Святейшеству Кириллу, Патриарху Московскому и всея Руси, который посещал Софийскую и другие епархии, включая Пловдивскую, и я не верю, что у него есть причина остаться разочарованным или недовольным приемом, оказанным ему конкретно со стороны Болгарской православной церкви. В этом случае речь идет о другом. А именно, о том, что тем временем из-за казуса православной церкви в Украине ситуация в православном мире изменилась таким образом, что опасение раскола уже небезосновательно. Самое страшное заключается в том, что какая бы то ни была напряженность между Московским и Вселенским патриаршими престолами трансформируется в напряженность внутри отдельных поместных православных церквей.

Действительно, вопрос о статусе Православной церкви в Украине перед Священным Синодом ставился неоднократно, и наше мнение по этой теме ожидается различными сторонами, указывающими, что наше мнение особенно важно, а потому необходимо, чтобы оно было высказано как можно скорее. Эта лихорадочность в настойчивости и напряженном ожидании создают у наших мирян впечатление, что Болгарская Православная Церковь могла бы принять решение в пользу одной или другой из двух «спорящих сторон», решение, продиктованное не Святым Духом в соответствии с буквой и духом Священных канонов, а под внешним давлением, в результате лоббирования и путем создания динамичных группировок в соборном руководящем органе Церкви – Священном Синоде.

Лично я убежден, что Священный Синод БПЦ примет решение по «украинскому вопросу» тогда, когда придет время, и решение это будет продиктовано Святым Духом и будет правильным и достойным нашей церкви. Однако в настоящий момент мне кажется наиболее важным отбросить любые сомнения и подозрения, распространяемые неблагожелателями Церкви, будто существует возможность того, что Священный Синод примет решение под давлением извне, под влиянием внешних для БПЦ факторов. С этой целью необходимо предпринять системные, последовательные и принципиальные действия, с помощью которых мы убедим православный народ Болгарии, что патриарх и митрополиты БПЦ твердо защищают православные догматы и каноны, а внешние факторы почувствуют, что для БПЦ догматы и каноны не являются и никогда не будут предметом сделки.

Для начала, я считаю, необходимо подходящим способом, но очень четко сообщить нашим братьям из Русской православной церкви, но также и из церкви-матери – Вселенского патриархата, а также из всех прочих поместных православных церквей, что время, когда позиция Болгарской Патриархии будет оглашена публично и сообщена прочим поместным церквям, зависит от места, которое нам отведено в диптихе. Поскольку диптихи Вселенского патриархата и Московской патриархии колеблются в решении, какое место нам отвести, – а именно, восьмое или девятое, – отметим, что после того, как церковь Руси приняла христианство благодаря миссионерам из Болгарской автокефальной церкви, она отвела нам в диптихе девятое место, далеко за самой собой, она и услышит нашу позицию не ранее, чем выскажутся все прочие патриархии, которые она вставила в свой диптих выше Болгарского патриархата. Разумеется, все поместные церкви равны между собой, и ни одна из них не является более важной или крупной и значимой, чем другие, и любая церковь может сообщить собственную позицию в любое время, когда посчитает нужным. Но я полагаю, что для нас в этот момент соблюдение порядка по диптиху имеет принципиальное значение. Если кто-то думает, что наше мнение важно и должно быть услышано раньше, пусть вспомнит, что Болгарская православная церковь автокефальна с 927 года. Если он об этом не помнит, значит, наша позиция для него не настолько важна, и пусть он ждет так же, как и мы смиренно ожидаем своей очереди, той, которая нам определена. Я уверен, что все прочие поместные православные церкви отнесутся с полным пониманием к этой – процедурной – позиции БПЦ. Уверен, что такое понимание проявят и Вселенская патриархия, и Русская православная церковь, чьим предстоятелям мы всегда свидетельствовали почтение, уважение и братскую любовь, и которые со своей стороны не упускали ни единой возможности показать нам, где среди них находится наше место.

Кроме вышеизложенного, я думаю, что для решения «украинского вопроса» на первое место необходимо поставить христианскую любовь в действии. Так называемый «украинский вопрос» – это вопрос о том, любим ли мы наших украинских братьев во Христе именно как христиан? Или мы готовы превратить церковно-административный вопрос в богословскую и каноническую проблему из-за неких политических соображений светского, временного характера? Ведь именно Болгарская Православная Церковь должна быть особенно чувствительна и деликатна в этой теме, и потому было бы лучше не спешить занять позицию по «украинскому вопросу», а дать более древним поместным церквам необходимое им время, чтобы порассуждать о значении любви в церковной жизни.

Разумеется, не только правильно, но и желательно, чтобы Его Святейшество Патриарх Неофит и любой из нас встречался с представителями любой из братских поместных православных церквей, с которыми мы в каноническом общении. У меня тоже были такие встречи, о которых я надлежащим образом информировал Его Святейшество. Но мне кажется, что было бы хорошо на этом этапе, если б мы объединились вокруг единой общей позиции, причем основанной на процедуре. То есть, чтобы каждый раз, когда заходит речь об «украинском вопросе», любой из нас информировал собеседников о процедурном препятствии – диптихе, которое не позволяет нам занимать опережающую позицию. По этой же причине мы не можем сейчас занять чью-то сторону, даже на уровне знаков, поскольку и знаки могут быть интерпретированы как позиция. Полагаю, что подобное послание достойно того, чтобы его услышали и осознали все, не в последнюю очередь и наш православный народ, который также искушается врагами церкви и считает, что эта тема разделила его митрополитов.

В последние годы Священный Синод Болгарской православной церкви принял некие решения по определенным вопросам, которыми, я верю, мы показали, что мы твердо стоим на камне православной веры, на который сам Бог поставил болгарский народ. Так было и в случае так называемого «Критского собора», при посещении главой государства Ватикан Республики Болгария и в неких других случаях, которым СМИ не уделили внимания. Уверен, что и в настоящем казусе наш Священный Синод примет решение, которое как по своему содержанию, так и по времени и способу его оглашения покажет, что в Единой, Святой, Вселенской и Апостольской православной церкви единственное, что имеет значение, это не то, кто на сколько крупен, а насколько твердо он придерживается Истины. Можно нас считать маленькими и бедными, но то, что мы маленькая и бедная церковь, не мешает нам иметь достоинство, отстаивать достоинство Болгарской Православной Церкви – Болгарского Патриархата, и требовать, чтобы к нам относились с тем же уважением, с которым мы относимся ко всем остальным.

В заключение: давайте дадим время Святому Духу устроить по «украинскому вопросу» то, что будет наибольшим благом для Единой, Святой, Вселенской и Апостольской Церкви и душеспасительно для православных народов. А мы будем использовать это же время, чтобы работать для укрепления авторитета и достоинства Болгарской Православной Церкви – Болгарского Патриархата.

Препоручаем себя Вашим святым Первосвятительским молитва и остаемся Вашего Святейшества и Ваших Высокопреосвященств во Христе братом,
+ Пловдивский Митрополит Николай

https://illyabey.livejournal.com/387491.html Взято отсюда